18 ноября станет последним днём работы легендарного «Народного маршрута». Слухи о закрытии социального проекта появились ещё летом, а 15 ноября правительство региона официально объявило о том, что народные автобусы больше не будут бесплатно возить горожан.

— В условиях непростой экономической ситуации в масштабах государства проводится политика повышения эффективности расходов во всех сферах деятельности, — прокомментировали решение в областном правительстве. — Социальная политика регионов, в том числе Воронежской области, должна быть ориентирована на адресность оказываемой поддержки, каждый бюджетный рубль в виде социальных льгот должен чётко доводиться только до граждан тех категорий, которым такая поддержка в настоящее время действительно необходима. В существующем формате работа народного маршрута, проезд на котором является бесплатным для всех пассажиров, не отвечает этим требованиям.

 Политический пиар

Народный маршрут просуществовал в Воронеже 13 лет. В 2003 году его запускали по инициативе губернатора Кулакова как откровенно предвыборный проект. В начале по 16 маршрутам курсировало 100 автобусов, но постепенно они стали выходить из строя, часть была перенаправлена на внутрирайонные перевозки, часть заменили новыми, работающими на метане. В итоге осталось на маршрутах только 48 машин. В год народный маршрут обходился бюджету примерно в 100 миллионов рублей, в этом году на него потратили 91,3 миллиона, на 2017-й просили заложить в бюджете 145 миллионов.

Дешевле льгот

Интересно, что год назад Контрольно-счётная палата Воронежской области проанализировала работу народного маршрута и сделала выводы, что, во-первых, ежедневно этими автобусами пользовалось 25 тысяч горожан (что, по мнению авторов доклада из КСП говорит о востребованности маршрута), а во-вторых, бюджет вряд ли что-то выгадает от сокращения маршрута. Чтобы компенсировать льготникам, проживающим в городе, проезд в обычных маршрутках, в год понадобится около 240 миллионов рублей при стоимости проезда в 15 рублей (льгота 50%). Народные маршруты обходятся бюджету, как мы уже говорили, в два раза меньше, но их автопарк нужно было б обновлять, а значит, тратить дополнительные большие суммы.

Сейчас в правительстве региона говорят, что средства, сэкономленные на народном маршруте могут пойти на обновление автопарка области и города. А могут и не пойти, экономить — так уж на всём.

Говорят воронежцы

Ирина, 57 лет, продавец: «Для меня отмена народных маршруток никаких перемен не принесёт, я и раньше на них не ездила. А вот пенсионеров жалко, с их маленькой пенсией это было отличное подспорье».

Юрий, 29 лет, ветврач: «В целом нейтрально отношусь к этой ситуации. Слышал, что деньги пойдут на обновление транспорта. Буду рад, если в Лискинском районе, где я живу, из-за этого появится пара новых автобусов».

Владимир, 55 лет, охранник: «Сам чаще всего передвигаюсь на автомобиле, но народный маршрут городу нужен. Мало ли какие ситуации бывают».

Елена, 44 года, продавец: «Меня такие автобусы спасали. Я как пенсионер по инвалидности знаю, что такое нехватка денег. Народный маршрут помогал сэкономить. Нужно не отменять бесплатные автобусы, а увеличивать их количество».

Андрей, 21 год, студент: «Ни разу не приходилось ездить на народном автобусе — маршрут не совпадал. Но, думаю, у пенсионеров или мам с детьми должна быть возможность ездить бесплатно. Тем более неизвестно, на что потратят освободившиеся от содержания маршрутов деньги».

Екатерина Дорохина

Метки:
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.